Нелегкая легкая промышленность
Малый бизнес является основой большинства экономик. Появившись однажды, малое предприятие продолжает оставаться таким, каким было изначально, - булочной около дома, автомастерской на окраине или ателье. Иногда растущий малый бизнес выходит не только за рамки отдельной торговой точки, но и за пределы родного региона. Увеличение масштаба бизнеса во многом зависит от амбиций предпринимателя, детище которого может перейти в разряд среднего предприятия либо, если интерес его владельца распространяется на другие отрасли экономики, разрастись до мини-холдинга.
Если в рамках малого бизнеса совмещение функций собственника и топ-менеджера является логичным и приемлемым, то по мере роста организации возникают классические проблемы управления, на которые накладывается специфика российского бизнеса. Собственник-руководитель, несмотря на видимый успех, все острее ощущает потерю контроля над процессом развития. Компания успешна, но она вплотную подходит к так называемому кризису роста.
В качестве ?î отягчающего его обстоятельства можно указать на свойственное малому бизнесу распределение собственности в соотношении 50/50. Редкий бизнес может эффективно функционировать при такой структуре многие годы, здесь уместно провести аналогию между взаимоотношениями партнеров по бизнесу и супружеских пар с их классическими психологическими проблемами.
Наступает момент, когда необходимо оглянуться назад, т.е. провести стратегический анализ состояния компании и определить основные направления ее развития. Однако большинство руководителей малых предприятий по-прежнему концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном управлении и, соответственно, краткосрочном горизонте планирования. Вопросы перспективного развития нередко оказываются ? на обочине ? хозяйственной деятельности.