Направления и аспекты адаптации
Бычкова А.В. выделяет следующие направления адаптации:
1. Первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня).
2. Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя.
Аспекты адаптации:
- психофизиологический - приспособление к новым физическим и психологическим
нагрузкам, физиологическим условиям труда, а именно: физические и психические нагрузки,
- уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, и т. п.);
- социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
- профессиональный - постепенная доработка трудовых способностей; профессионально необходимых качеств личности;
- организационный - усвоение роли и организационного статуса рабочего места и
подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей механизма управления организацией.
Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Как ввести новичка в курс дела?
Первые впечатления остаются надолго. Если они негативные, то их трудно будет изменить. Позитивному и эффективному знакомству нового сотрудника с организацией поможет:
1. Приветствие и представление коллективу. В коротком представлении нужно упомянуть имена, должности, характер работы коллег. Сказать добрые слова о тех, кого представляете.
2. Непосредственный начальник. Впервые дни с новичком работать в тесном контакте. Закрепить его за наставником - за опытным, уважаемым, умеющим обращаться с людьми сотрудником.
3. Информация об организации. Вводный курс должен содержать следующую информацию:
- история фирмы,
- организационная структура,
- функции различных отделов,
- продукция и услуги, предоставляемые фирмой,
- политика руководства в отношении сотрудников и потребителей,
- привилегии для сотрудников,
- нормы, порядки и требования к сотрудникам,
Если перед слушателями вводного курса выступит кто-либо из руководителей фирмы, они
будут знать, что их ценят.
4. Путеводитель по организации. Сотруднику необходимо знать, где находится: его кабинет, туалетные комнаты, кабинет руководителя, медпункт, кафетерий, столовая и т.д.
5. Хороший инструктаж.
Если инструктаж был четким, ясным:
- новый сотрудник ощутит себя членом команды с самого начала
- он будет чувствовать себя значимым для фирмы
- он будет испытывать доверие к руководству и фирме
- он усвоит требования и поймет, чем они обоснованы
- у него будет заинтересованное отношение к работе
- у него появится стимул учиться и продвигаться по службе
Посильные полезные рабочие задания. Поручения, которые новичку по силам укрепят его уверенность в себе, желание работать. Посильная, продуктивная работа позволяет испытать чувство удовлетворения от проделанного. Она подготовит его к более сложным заданиям в будущем.