Признаки управленческой деятельности

А.А. Деркач выделяет наиболее существенные признаки управленческой деятельности:

1. Поддержание в оптимальном рабочем режиме систем управления, сложных по составляющим их элементам и разнородных по функциям объектов (цель).

2. Объектом управленческой деятельности является организация, подсистемы которой имеют определенную этажность, что влияет на отношения между ними и отражается на содержании управленческой деятельности.

3. Люди, которые являются важнейшими компонентами системы управления, занимают определенные профессионально-должностные позиции в структуре организации, определяют функциональные связи внутри системы и функциональную зависимость между профессионально-должностными позициями.

4. Социально-психологические отношения между субъектами деятельности в системе управления, на которые влияют качественные характеристики выполнения функций, соответствующих профессионально-должностной позиции и отражающих весь спектр решаемых профессиональных задач: администраторских, стратегических, экспертно-консультативных, представительских, воспитательных, психотерапевтических, коммуникативных, инновационных и дисциплинарных.

5. Направленность на оптимизацию управленческой деятельности при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий.

6. Прием, переработка информации и генерация новой информации в виде управленческих решений, где прием информации как деятельность проходит в двух аспектах - внешнем и внутреннем плане деятельности. Первый - внешний план деятельности. Второй - составляет деятельность психическая, связанная непосредственно с механизмом формирования образа объекта управления. Внешний план деятельности по приему информации составляют действия поиска и сбора. Внутренний план включает обнаружение, опознание и декодирование информации.

7. Основным способом представления информации в управленческой деятельности используются показатели и средства описания характеристик объекта управления, функциональных и причинно-следственных отношений между его элементами, между объектом управления и средой.

8. Передача генерируемой информации другим людям.

9. Непосредственное участие субъекта управленческой деятельности в исполнении генерируемого им же решения профессиональных задач.

Таким образом, управленец проектирует и перепроектирует, обеспечивает, осуществляет постановку исполнительской деятельности и, в частности исполнительского бытия человека.

Выделяют еще одну особенность управленческой деятельности - ее рефлексивность, которая обеспечивает осознание исполняемого действия, помогает его контролировать и корректировать, а также характеризуется переходом от "сопровождающей" к "системообразующей". (6)

А.А. Деркач определяет управленческую рефлексию как размышления, возникающие при затруднениях в решении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекцию способов управленческой деятельности Первоначальный этап рефлексии заключается в коррекции способа действия и ее познавательному обеспечению. В соответствии с процессом рефлексии различают основные функции - три из них первичны (познание, критика, нормирование). На их основе выделяют вторичные функции снабжения и обеспечения, функция перестановки акцентов в управленческой деятельности с осмысления на построение плана осуществления деятельности. (7)

Таким образом, рефлексия осуществляется как перед деятельностью, так и внутри деятельности и по завершению (с целью анализа). Из выше сказанного вытекает, что рефлексия является ведущим слоем всех управленческих процессов и самой функциональной структуры управленческой деятельности остается осуществление различных рефлексивных процессов, а основу мастерства управленца составляет умение гибко осуществлять рефлексию в той или иной функции. Вторичную основу мастерства управленца составляет набор умений, способствующих реализации снабженческой и корректировочной функции.

Центральное звено в рефлексии - критика. Она ответственна за проблематизацию, которая протекает первоначально мало осознанно. Вместе с появлением концепций, понятийно-категориальных средств характер критики существенно изменяется в сторону большей определенности этих тонких процедур, их средственно-технологической насыщенности и подконтрольности.

В наиболее очевидной форме различия выявляются в том случае, если критика становится перенесенной в соответствующую коммуникацию. В ней специалист выступает первоначально в роли организатора коммуникации и автора исходной точки зрения, предоставляя возможность осуществлять понимание и критику другому специалисту и привлекая в качестве арбитра представителя соответствующей науки.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru