Амбициозные менеджеры выправление кривых зеркал
Столкновение интересов
Радикальные преобразования на предприятии затрагивают все подразделения и оказывают влияние на интересы большинства работников. Часто при этом возникают стрессовые состояния, которые вызываются ситуацией неопределенности и неизвестности; их, как правило, порождают слухи и домыслы, что еще сильнее поддерживает эти негативные состояния. В результате отрицательное отношение к изменениям часто приобретает эмоциональную форму, способствующую быстрому развитию конфликта. На этой стадии остановить конфликт крайне сложно, так как аргументы и убеждения слабо влияют на эмоции групп людей. Поэтому основная задача менеджера состоит в том, чтобы организовать работу по предупреждению возникновения состояний неопределенности, неизвестности, тревоги, стрессов по поводу предстоящих изменений, что решается в ходе специальной работы по подготовке персонала к преобразованиям.
Организационные преобразования ведут к изменению производственных задач, отношений между многими работниками, перераспределению функций и обязанностей, а также требований к результатам профессиональной деятельности. Все это определяет необходимость перестраивать сложившиеся отношения между руководителями, специалистами и целыми подразделениями. Увеличивается количество «стыковых» проблем, что ведет к возникновению дополнительных противоречий между производственными коллективами.
Таким образом, в процессе перестройки взаимодействий и формирования новых функциональных связей возникают дополнительные трудности и противоречия в отношениях между людьми. Управляет всеми изменениями руководитель, он и оказывается в центре конфликтных ситуаций. Разрешение их без его участия оказывается практически невозможным. Новая роль амбициозного менеджера как посредника в подобных ситуациях требует соответствующих компетенций и психологической готовности к такой работе.
Установки, искажающие восприятие оппонента
Установки неадекватного восприятия противника в конфликтной ситуации характерны для большинства людей. В том случае когда оппонентом выступает амбициозный человек, эти установки срабатывают особенно быстро и наиболее эмоционально. Неадекватное восприятие оппонента способствует обострению и эскалации конфликта. Управленческая деятельность, состоящая из таких постоянных процедур, как принятие решений за других, руководство их действиями, оценка результатов их работы, способствует формированию у менеджеров указанных установок. Амбиции за счет придания особой пристрастности производственным взаимодействиям усиливают эти установки и делают их более эмоциональными и категоричными.
К наиболее типичным установкам неадекватного восприятия относятся следующие.
«Иллюзии собственного благородства» — неосознанно формирующееся предположение, что амбициозный противник обладает сомнительными моральными принципами, его действия несут опасность для большинства окружающих. Наличие убеждения, что только собственная позиция справедлива и истинна. Поэтому противопоставление ее человеку, создающему конфликтную ситуацию, служит благородным целям и позволит разрешить эту ситуацию (например, остановить амбициозного менеджера в его устремлениях) с максимальной пользой для предприятия и его работников.
«Двойные стандарты» — склонность оценивать одинаковые действия свои и противника совершенно по-разному. Собственные действия воспринимаются как допустимые и законные, действия противника — как нечестные и неприемлемые. При этом не всегда продуманная форма действий амбициозного менеджера только усиливает данную установку.
«Поиск соломинки в чужом глазу» — склонность видеть недостатки и ошибки в действиях другого человека и не осознавать такие же, а иногда и более серьезные, у самого себя (как в поговорке «В своем глазу бревно не вижу, а в чужом соломинку замечаю»). Контраст между активностью и непривычными действиями амбициозного менеджера и размеренностью, традиционностью его оппонентов создают дополнительные предпосылки для формирования подобных установок.