Развитие способностей к управленческой рефлексии
Часто рефлексия проявляется как «тонкость ума». По Г. П. Щедровицкому, тонкость ума определяется не структурой мысли, не используемой логикой, а именно рефлексией. Тонким, умным, чувствующим ситуацию человеком обычно называют того, у кого развита рефлексивная способность, кто умеет видеть себя со стороны, знать и четко понимать, что он делает.
Техника рефлексии — это совокупность средств и способов перехода из одной позиции в другую. Средства и способы перехода в разные позиции — ключ к развитию способностей к рефлексии, они являются основным содержанием обучения или самостоятельного развития у себя рефлексии.
Переход субъекта из одной позиции в другую называется рефлексивным действием. В управленческой деятельности можно выделить много видов позиций, которые менеджер должен использовать для соответствующих рефлексивных действий и совершенствования своей деятельности.
Основная позиция ( рефлексируемая) предопределяется должностными обязанностями, производственными взаимосвязями, опытом работы и другими факторами. В качестве таковых могут быть:
оценки (самооценки) результатов выполненной деятельности; ее возможности определяются полнотой знаний о результатах своей работы;
наблюдения за собой как действующим менеджером; возможности деятельности определяются смыслом известной поговорки «со стороны виднее», правда, занять эту позицию со стороны очень непросто;
критические оценки процесса деятельности после ее выполнения;
предвосхищение возможного результата и его последствий.
Результатом применения рефлексивных действий всегда оказывается определенное развитие профессиональной деятельности. Причем развитие не чисто техническое, а связанное с развитием интеллектуальных способностей и личности в целом. Каждый этап рефлексивного развития ведет к росту профессионализма личности, в котором можно выделить следующие звенья:
формирование рефлексивных действий;
развитие интеллектуальных способностей;
более активное применение рефлексии в профессиональной деятельности;
совершенствование профессиональной деятельности;
изменения в структуре личности менеджера.
Затем весь цикл указанных процессов (звеньев) повторяется на более высоком уровне.
Весь этот путь рефлексивного развития проходят далеко не все менеджеры. Во многих случаях условия и содержание управленческой деятельности, с одной стороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, не способствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия.
Что мешает рефлексии в управленческой деятельности? В первую очередь помехами здесь являются:
отсутствие целей и стратегии развития предприятия;
стереотипы и шаблоны поведения;
авторитарные стиль и методы управления;
жесткие организационные системы и технологии;
страх (наказания, неуспеха, несоответствия внешним требованиям);
недостаток ответственности (неполная или формальная);
низкие профессиональные компетенции;
примитивные механизмы психологической защиты;
ограниченность интеллекта;
недостаточный уровень развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная самооценка).
Минимизация приведенных помех — одно из направлений создания развивающей среды для профессионального роста менеджеров.
Способности к рефлексии у менеджеров разные, что зависит от многих качеств, в том числе врожденных, например, интроверты больше склонны к рефлексии, чем экстраверты. Тем не менее вне зависимости от этого рефлексивные действия у каждого человека можно развивать.
В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии можно дать такие рекомендации:
Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?