Масштабы кризисного состояния предприятия
Масштабы кризисного состояния предприятия определяются на основе проведенной дифференцированной или интегральной оценки угрозы банкротства с целью выбора соответствующего финансового механизма защиты от нее.
Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного состояния предприятия три принципиальных характеристики:
а) легкий кризис;
б) тяжелый кризис;
в) катастрофа.
При необходимости каждая из этих характеристик может получить более углубленную дифференциацию). В таблице 1.3 приведены критерии формирования таких характеристик, а также наиболее адекватный им способ реагирования (включения защитных финансовых механизмов).
Таким образом, идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет определить принципиальное направление используемых форм и методов его финансового оздоровления.
Табл.1.3
Масштабы кризисного состояния предприятия и возможные пути выхода из него.
Вероятность банкротства по результатам оценки |
Масштаб кризисного состояния предприятия |
Способ реагирования |
Возможная |
Легкий кризис |
Нормализация текущей финансовой деятельности |
Высокая |
Тяжелый кризис |
Полное использование внутренних механизмов финансовой стабилизации |
Очень высокая |
Катастрофа |
Поиск эффективных форм санации ( при неудаче-ликвидация) |
6. Цели антикризисной программы выхода предприятия из кризиса
вытекают из результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности оценки масштабов кризисного состояния, выявления факторов, влияющих на неблагоприятное развитие.
Цели программы антикризисного управления финансами:
1. Устранение неплатежеспособности.
Достигается за счет сокращения внешних и внутренних обязательств за счет а также увеличения объема денежных ресурсов :
* оптимизация организационной структуры и сокращения постоянных издержек,
* сокращение переменных издержек за счет автоматизации производственного процесса и сокращения персонала основных и вспомогательных подразделений,
* отсрочка и реструктуризация по возможности кредиторской задолженности,
* ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности за счет сокращения периода коммерческого кредита, по сомнительной дебиторской задолженности - обращение в суд с целью возврата а также с целью отнесения дебиторской задолженности на валовые затраты согласно действующему на настоящий момент законодательству о налогообложении прибыли,
* нормализация размера запасов товаро-материальных ценностей за счет сбыта запасов готовой продукции, которая может пользоваться спросом при небольших дополнительных затратах на обновление - упаковка, обложки). Готовая полиграфическая продукция, полностью потерявшая свои потребительские свойства, должна быть реализована перерабатывающим предприятиям. Убытки, полученные от реализации, согласно действующему на сегодняшний законодательству о налогообложении прибыли, будут сокращать налогооблагаемую прибыль в будущих периодах.
2. Восстановление финансовой устойчивости
будет достигнуто в случае, когда уровень генерирования собственных финансовых ресурсов (положительного денежного потока) будет не меньше уровня потребления финансовых ресурсов (отрицательного денежного потока) в процессе развития.
Для достижения финансового равновесия необходимо реализовать следующие мероприятия:
* роста чистого дохода за счет проведения эффективной ценовой политики, применения системы скидок и методов продвижения продукции на рынок,
* оптимизация налогового пресса на хозяйственный процесс в результате использования легальных схем снижения базы и ставок налогообложения,
* осуществление дивидендной политики, адекватной кризисному развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемое на производственное развитие,
* реализация изношенного и неиспользуемого оборудования,
* осуществление эффективной эмиссионной политики при увеличении собственных средств предприятия,
* привлечение необходимых основных и оборотных средств на условиях совместной деятельности, объединения капитала.
3. Стратегическая финансовая стабилизация и экономический рост, направленные на увеличение рыночной стоимости.
Модель экономического роста базируется на 4 факторах:
* рост рентабельности продаж, которое может быть достигнуто с использованием ценовой политике, использованием эффекта операционного рычага,