Роль и значение малого предпринимательства в экономике
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [12]
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28% . [13]
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
Таблица 3 - Малый бизнес в разных странах
Страны |
Количество предприятий(тыс.) |
Количество занятых (млн.) |
Доля малого бизнеса в ВВП (%) |
Количество занятых на одном предприятии |
Германия |
2290 |
18,5 |
50 - 52 |
8,0 |
Италия |
3920 |
16,8 |
57 - 60 |
4,2 |
США |
7300 |
70,2 |
50 - 52 |
9,6 |
Япония |
6450 |
39,5 |
52 - 55 |
6,0 |
Россия |
952 |
11,5 |
12,5 |
9,9 |
высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении
общегосударственных задач);
низкий технологический и управленческий уровень деятельности.[14]
В 2006 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2004 г. По состоянию на 1 января
2004 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран.