Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства
Рисунок 4 Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки
Обращение к коммерческим банкам как для получения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вклады, коммерческие банки обычно располагают необходимыми внутренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.
Однако в настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт). [25]
Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса - одна из ключевых задач экономической политики администрации МО г. Тихорецк. Финансово-экономическим отделом администрации МО г. Тихорецк совместно с кредитными организациями расположенными на территории города проводится работа, направленная на повышение уровня доступности банковских кредитов.
Вопросы развития кредитования малого бизнеса поднимаются на мероприятиях организуемых администрацией города, в том числе на совещаниях и обучающих семинарах, на которые приглашаются представители малого бизнеса, кредитные организации и представители администрации края.
Сегодня ситуация начинает меняться по многим направлениям - уходит в прошлое так называемая «специализация» небольших и средних банков по кредитованию и обслуживанию малого бизнеса. В последнее время все больше проявляется тенденция выхода на этот сегмент рынка крупных банков.
Постепенно увеличиваются сроки кредитования, снижаются процентные ставки по кредитам. Процентные ставки, еще недавно доходившие до 30%, сегодня составляют 14-16% годовых.
Как следствие, в 2006 году представителям малого бизнеса было выдано кредитов на сумму свыше 198 млн. руб., что в 2 раза больше, чем в 2005г.
Положительная тенденция в развитии кредитования продолжилась и в 2007 году, за 4 месяца было выдано кредитов малому бизнесу на сумму 45 млн. рублей.
Однако этого недостаточно. Несмотря на то, что сектор малого предпринимательства играет существенную роль в экономике города и является важным источником занятости населения, на сегодняшний день остается проблема ограниченного доступа к кредитным ресурсам у большинства малых предприятий и предпринимателей.
Зачастую одной из главных причин отказов от получения кредитов являются действия самих предпринимателей, а именно:
непрозрачная и порой недостоверная бухгалтерская отчетность;
отсутствие ликвидных активов, которые можно рассматривать в качестве обеспечения кредита;
неинформированность и низкая экономическая культура предпринимателей и руководителей малых предприятий в вопросах привлечения кредитов;
низкое качество подготовки бизнес-плана.
Есть проблемы и в работе банковского сектора:
недостаточное информирование банками своих потенциальных клиентов о предлагаемых услугах и предъявляемых требованиях путем оказания консалтинговых услуг, а также неактивное проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ. Банкам необходимо «воспитывать» своих заемщиков, прививать им цивилизованную культуру ведения бизнеса. В противном случае кредитные продукты, разработанные для предпринимателей, останутся неизвестными и недоступными;