Институциональная, корпоративная и организационная культура в рамках компании
Институциональная культура рассматривается нами в качестве ценностей и норм, характеризующих компанию как социально-экономическую систему, оказывающих влияние на ее отношения с внешней и внутренней общественностью, на менталитет и поведение ее участников. Институциональная культура компаний исторически формируется под воздействием требований рынка и общества, отражает основополагающие ценности и нормы, реализуемые в основных принципах их деятельности. Она складывается в процессе становления компании как социального института.
Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой корпоративная культура отражает субкультуру компании, является совокупностью коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых и реализуемых членами организации в определенных образцах поведения, и складывается стихийно в процессе общения и взаимодействия участников трудовых отношений. В ней находят отражение преобладающие ценности, стили поведения и отношений, нормы поведения и деятельности руководства и персонала организации. Основную роль в корпоративной культуре играет психологическая составляющая, которая проявляется через отношение работников к своей профессиональнотрудовой деятельности, их отношение к предприятию, функциональные и межличностные отношения сотрудников. Осознание и принятие корпоративных ценностей и норм происходит под влиянием, которое проявляется прежде всего в психологических воздействиях.
Организационная культура понимается как целенаправленно формируемая система идеальных характеристик и материальных условий жизнедеятельности компании, влияющих на характер взаимодействия ее членов, на относительно целенаправленное позитивное развитие и ценностную ориентацию человека в рамках компании. Социализация сотрудников под влиянием организационной культуры происходит в результате целенаправленного создания условий для их развития в соответствии с ожиданиями компании [5].
Соотношение названных культурных образований в рамках отдельной компании может быть различным: совпадать по характеру, направленности, влиянию на членов корпорации, противоречить друг другу или дополнять.
Формирование организационной культуры предполагает осмысление содержания культурного поля и целенаправленную деятельность по созданию системы организационных ценностей, норм поведения и отношений, символического выражения этих культурных составляющих и организацию процедур и мероприятий, направленных на их внедрение в социокультурную практику. Организационная культура, направленная на решение задач внешней адаптации и внутренней интеграции, должна иметь возможность обеспечить достижение организационных целей, а также создать условия для достижения целей и удовлетворения ожиданий индивидуальных и коллективных участников корпоративных отношений.
Для этого организационная культура должна включать характеристики институциональной культуры, отражающие ее свойства как социально-экономической системы, и элементы корпоративной культуры, отражающие субкультуру компании. Эти характеристики в большинстве случаев имеют имплицитный характер и оказывают большое влияние на поведение, деятельность и отношения, в которые вступают сотрудники. Соответственно, в состав организационной культуры должны входить те составляющие институциональной и корпоративной культуры, которые, дополняя друг друга, позволяют организационной культуре стать действенным инструментом, помогающим решать названные задачи.