Понятие амортизационной политики на макроэкономическом уровне
В качестве инвестиционной льготы выступает и инвестиционный налоговый кредит, направленный на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Основания и условия его предоставления регламентируются ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит может быть представлена на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Но ввиду того, что около 40% предприятий являются убыточными, можно сказать, что это льготирование не доступно большей части предприятий.
Таким образом, в настоящее время в России ускоренная амортизация является практически единственной льготой инвестиционного характера.
Методическое руководство процессами разработки и реализации амортизационной политики включает подготовку нормативных актов; проведение мероприятий по обучению персонала; руководство процессами внедрения новых правил, методов, способов начисления амортизационных отчислений, их учета, составления отчетности; своевременное доведение распорядительных документов до исполнителей и другие мероприятия.
Мониторинг и контроль за реализацией амортизационной политики государства
Мониторинг - это наблюдение за состоянием дел в области амортизационной политики с целью контроля за ее реализацией и прогноза. Информация, получаемая посредством мониторинга, позволяет оценивать размеры инвестиций (в части амортизационных отчислений), текущие условия хозяйственной деятельности и стратегию предприятий, качество механизмов амортизационной политики и перспективы ее развития.
Оценка результативности амортизационной политики государства
На основе полученной в процессе мониторинга информации осуществляется оценка результативности амортизационной политики с точки зрения ее эффективности. В качестве показателей эффективности амортизационной политики на ровне государства могут выступать такие, как:
соотношение темпов ввода основных фондов и темпов их выбытия;
степень износа основных фондов;
использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением;
средний возраст основных фондов;
доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;
степень использования производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции;
доля активной части основных производственных фондов в их видовой структуре;
прирост национального дохода за счет улучшения амортизируемого имущества.
Оценка эффективности государственной амортизационной политики, механизмов и перспектив ее развития важна как для предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, так и органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.