Основные элементы организационной культуры.
Э.А. Смирнов описывает структуру организационной культуры в двух измерениях: горизонтальном и вертикальном.
Горизонтальное измерение характеризуется многообразием культурных форм.
Вертикальное измерение задается категорией « уровень культуры».
В горизонтальном измерении организационной культуры выделяются четыре формы культуры организации: eddy mitchell роза
· Экономическая;
· Социально-психологическая;
· Правовая;
· Политическая.
Наибольший интерес представляют две формы организационной культуры: экономическая культура и социально-психологическая культура. Экономическая культура организации – результат ее экономического поведения, которое обусловлено механизмом экономического мышления. Э.А. Смирнов утверждает что, экономическая культура включает в себя:
1. культуру производства – культура организации труда, культура условий труда, культура средств и т.д.
2. культуру распределения;
3. культуру потребления;
4. культуру обмена.
Социально-психологическая культура обусловлена механизмом мышления сотрудников.
Социально-психологическая культура включает множество компонентов, наиболее явные из них:
1. культура руководителей, сотрудников;
2. этическая и эстетическая культура;
3. культура поведения (мотивация);
4. культура коммуникаций;
5. культура разрешения конфликтов.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Рассматривая вертикальное измерение организационной культуры, можно выделить три уровня - поверхностный, подповерхностный и глубинный. На поверхностном уровне изучаются внешние проявления культуры; на поверхностном уровне анализируются ценности и верования, восприятие которых носит сознательный характер, а на глубинном уровне – базовые предложения, трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предложения, помогающие воспринять характеризующие культуру атрибуты. [3]
Некоторые исследователи рассматривают культуру организации только на двух уровнях – поверхностном и глубинном, обусловливая это сходством подповерхностного и глубинного уровней. [4]
Оценивая любую организацию по определенному набору признаков, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
И.В. Грошев выделяет следующие уровни организационной культуры:
Поверхностный:
1. Технология работы, архитектура, место расположения, интерьер, рабочее место, парковка для машин. Объективная культура- физическое окружение, создаваемое в организации, само здание, его дизайн, место расположения, оборудование рабочих мест, цвета и объем пространства, удобство работы и отдыха, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили.
2. Логотип, символы, лозунги, традиции, ритуалы, язык общения, модели поведения, мифология. Субъективная культура – «Герои» организации, лидеры организации, истории об организации и ее лидеры, обряды и ритуалы, язык общения и лозунги, организационные табу. Управленческая культура – стили руководства и решения проблем, поведение руководителей.
Глубинный:
1. Отношение к работе, отношение к человеку, ценностные ориентации, верования, убеждения, нормы и принципы.
Любое исследование организационной культуры должно проходить исключительно на всех выделенных уровнях, поскольку сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне – уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации.