Исследование социально-психологических особенностей организационной культуры МОУ «Дом детского творчества».
· Руководство организации, прежде всего задает цель деятельности, сводя к минимуму конкретные указания по ее достижению, методам реализации и пр.;
· Структура организации фрагментарная;
· Мотивация сотрудников достаточная: премии, вознаграждения;
· Желания и интересы отдельных сотрудников оцениваются по степени их согласованности с интересами организации;
· Разногласия и конфликты отражают фактические расхождения с общими целями и задачами;
· Информация и данные расцениваются как знания, которые не нужно выносить вовне;
2.) Проанализировав состояние организационной культуры, необходимо начать изменения в следующих направлениях:
· Необходимо конструктивно сотрудничать с коллективом: без этого нельзя успешно руководить любой организацией;
· Руководитель должен поощрять любую инициативу со стороны сотрудников;
· Необходимо оказать помощь молодым сотрудникам в их профессиональном и личном росте и продвигать по служебной лестнице специалистов;
· Очень важно выработать такую мотивацию у сотрудников, как стремление к перспективности организации, в процессе существующей мотивации – уклонение от ударов;
· Расширить возможности стимулирования работников.
Социальный микроклимат в коллективе.
Социально-психологический анализ коллективов показывает, что основным стержнем, вокруг которого разворачивается процесс сплочения коллектива, является коллективная деятельность. Предметом такой деятельности, конечно, выступает групповая активность коллектива, направленная на достижение общественно полезной цели. [76]
По утверждению В.С. Агеева необходимость совместного движения к общей цели предполагает взаимодействия между членами коллектива. И если взаимодействие полностью захватывает всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.д. в условиях такого взаимодействия воспитывается целевое единство коллектива, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности.
Нормальный психологический климат – непременное условие развития трудового коллектива. Состояние психологического климата в коллективе, как видно, зависит от ряда социальных и собственно психологических факторов.[77]
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
С целью общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата педагогического коллектива мы воспользовались картой-схемой Л.Н. Лутошкина.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 –
свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 –
свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 –
свойство проявляется достаточно часто;
0 –
ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –
достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 –
свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 –
свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
В исследовании приняли участие 15 испытуемых. Бланк тестируемого представлен в Приложении 2.
По результатам проведенного исследования в педагогическом коллективе положительная особенность "преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения" заслужила оценку +27, т.е. 12 педагогов отметили, что это свойство проявляется в большинстве случаев, что составляет 80% от числа опрошенных, а 3 участника утверждают, что это свойство проявляется нередко, что составляет 20%.