Связь бизнес-реинжиниринга с ИТ. Новое системное проектирование
Один из итогов заключается в том, что в значительной степени именно новейшие достижения в ИТ давали потребителям новые возможности предъявлять более высокие требования к производителям и стимулировать конкуренцию. В первую очередь, это относится к возможностям потребителей пользоваться персональным компьютером, подключенным к услугам глобальной компьютерной сети. Примером является работа с электронными каталогами предоставляемых страховых услуг, доступными в режимах телеконференций, последующим локальным финансовым анализом и, наконец, заказом страховых услуг у удаленных поставщиков (см. рис. 8). Уже упоминалось, что это существенно повышало давление потребителей на производителей.
С другой стороны, новые ИТ служат технологической платформой реального BPR на предприятии и платформой новых отношений и возможностей людей в компьютеризованных коллективах. В этих фактах – корни взаимосвязей ИТ и BPR. Они состоят в том, что и новые рыночные требования, и ответ предприятий на их появление в большой степени стали возможными только на основе последних достижений в ИТ. Более того, ИТ как инструмент для достижения целей BPR и ИТ как компонент самого BPR перекрываются или соединяются.
Прекрасное описание влияний реконструкций бизнес-процессов на новые ИТ-архитектуры, в первую очередь – на архитектуры систем с базами данных, содержится в работе [23]. Там В. Меллинг описал модель Дж. Хендерсона для понимания взаимодействия бизнес-структур и ИТ – см. рис. 9. В этой модели определены:
v основная бизнес-платформа – это набор стратегий, рынков, предписаний, технологий производства продуктов и ресурсов, выбранных предприятием как соответствующий поставленным целям;
Бизнес-архитектура |
IT -архитектура |
Автоматизация бизнес-подразделения |
Различные поставщики оборудования, сети, платформы, операционные системы. Покупай, а не производи. |
Меньшее количество уровней управления |
Повсеместные почта, заметки, управление образами, телеконференции. |
Реорганизация работы ориентированности на задачи к ориентированноти на процессы |
Переход от OLTP-мониторов к менеджерам процессов. |
Интеграция цепочки поставщиков |
* Приложения клиент/сервер от нескольких поставщиков. * Многопротокольная маршрутизация. * Надежная передача сообщений. |
Глобализация |
* Портированность приложений различных производителей. * Глобальные сети. * Бесперебойная 24х365 работа. |
Интенсивная фокусировка на обслуживание клиента |
* Быстрое развитие приложений. * Приложения клиент/сервер от нескольких поставщиков. * Надежная передача сообщений. * 24х365 работа. |
* Возросшая мобильность рабочих * Рост телекоммуникаций |
* Беспроволочные коммуникации. * Асинхронные сообщения. * Тиражирование баз данных. * 24х365 работа. |
Интенсивная фокусировка на стоимости |
Использование новейших технологий. |
Рис. 8. Взаимосвязь бизнес- и ИТ-архитектур
(взято из [23]).
v бизнес-архитектура – тот набор товаров и услуг, организационных структур, процессов управления, распределения ресурсов, ценностей и стимулов, который является необходимым для внедрения основной бизнес-платформы;
v основная ИТ-платформа – ряд адекватных компьютерных технологий, которые могут быть доступны предприятию, и способы, которыми эти технологии могут быть использованы для повышения конкурентоспособности;
v ИТ-архитектура – это набор определенных архитектур и продуктов, выбранный для реализации основной ИТ-платформы, а также инфраструктуры поддержки, уровни квалификации, процессы принятия решений и административные механизмы, используемые для развертывания этих архитектур.
Основываясь на этой модели в работе [23] сделаны следующие выводы.
1)
Существует двунаправленное воздействие основных бизнес- и ИТ-платформ.