Бухгалтерский анализ
Если относительная стоимость различных активов меняется, меняются и требования к доходности по отдельным активам, как это показано в табл. 5.2.
Если в рассматриваемом случае при прочих равных условиях происходит перераспределение относительной стоимости от товарных знаков в пользу материальных активов, требуемый доход изменяется с 18,5% до 22,5%.
Может показаться, что мы решаем задачу с несколькими неизвестными, и некоторое манипулирование с электронными таблицами может дать нам любой результат, который мы только пожелаем. Однако это не так, и методика расчетов включает инструменты самопроверки на основе здравого смысла и инвестиционного «чутья».
Таблица 5.2. Распределение средневзвешенных издержек применения капитала между активами | ||||
Вид активов |
Стоимость активов, $ млн |
Доля в стоимости предприятия |
Требуемая доходность |
Средневзвешенные издержки применения капитала |
Чистый оборотный капитал |
20,0 |
20,0% |
5,0% |
1,0% |
Материальные акивы |
40,0 |
40,0% |
7,0% |
2,8% |
Нематериальные активы | ||||
Программное обеспечение |
5,0 |
5,0% |
10,0% |
0,5% |
Собранная вместе и обученная рабочая сила |
8,0 |
8,0% |
15,0% |
1,2% |
Товарные знаки |
27,0 |
27,0% |
22,5% |
6,1% |
Всего |
100,0 |
100,0% |
11,6% |
Например, если относительные стоимости перераспределяются между активами таким образом, что на стоимость товарных знаков приходится 40% дохода, нам следует насторожиться. Почему риск, связанный с товарными знаками, настолько выше риска, относящегося к бизнесу в целом? Например, дело может оказаться в том, что товарный знак стал предметом судебных разбирательств, исход которых пока неясен. Другие ответы не столь удовлетворительны. Если бизнес предпринимает рискованное расширение товарного знака, распространяя его действие на новые и непроверенные продукты, риск, связанный с бизнесом в целом, возрастает. Таким образом, возрастут требования по доходности ко всем активам в соответствии с новым риском.
Если относительные стоимости перераспределятся между активами таким образом, что на товарные знаки приходится 5% доходности, то опять следует призадуматься. Может ли товарный знак быть столь же ликвидным и универсальным как деньги? Маловероятно.
Подобные несоответствия требуют дополнительного анализа по следующим направлениям:
Правильно ли определена стоимость бизнеса?
Правильно ли определены средневзвешенные издержки применения капитала?
Действительно ли сравнимы компании, выбранные в качестве базы для сравнения?
Правильно ли определена стоимость активов?
Не были ли по небрежности упущены какие-либо активы?
Не были ли упущены или неправильно учтены какие-либо элементы обесценения?