Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске
В условиях рыночной экономики реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования - механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.
В современной истории социальной политики Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой - с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.
При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом трудностей. И это будет связано не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов.
Главная трудность в реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Исследование, проведенное автором, показывает, что бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:
¾ участие самих бедных в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;
¾ организация взаимодействия всех участников борьбы с бедностью, особенно государственных и частных субъектов таких программ;
¾ создание системы общественного участия и контроля за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;
¾ формирование благоприятного общественного мнения для содействия таким программам;
¾ содействие созданию ассоциированных структур не только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления бедности;
¾ поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.
Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.
Разработанный метод [5, С.33] социального картографирования дает новые, иногда уникальные, возможности диагностирования социального развития и, прежде всего, бедности отдельных территорий, различных групп населения и общества в целом. Социальное картографирование позволяет определять зоны и тип бедности, фиксировать профиль бедности и оценивать положение и конфигурацию интересующего явления в социальном пространстве, четко ограничивая социальные слои и группы, выступающие в качестве носителей данного состояния.