Цели и задачи анализа финансового состояния
Информация бухгалтерской отчетности служит исходной базой для принятия решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В любом случае анализ финансового состояния является прерогативой высшего звена управления предприятием, способного принимать решения по формированию и использованию капитала и доходов, а также влиять на движение денежных потоков.
С помощью анализа финансового состояния принимаются решения по:
1) краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);
2) долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);
3) выплате дивидендов владельцам акций;
4) мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).
Обеспечение пользователей (особенно внешних) полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятий является ключевой задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строится концепция развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.
Для проведения анализа финансового состояния применяется ряд стандартных методов .
Практикой выработаны основные методы анализа финансового состояния, среди которых можно выделить следующие:
горизонтальный анализ ;
вертикальный анализ ;
трендовый анализ ;
сравнительный (пространственный) анализ ;
факторный анализ ;
метод финансовых коэффициентов .
Кратко рассмотрим содержание каждого из них.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:
простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;
анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.
При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляется прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.
Факторный анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез) При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняется, за счет какого фактора это произошло: