Цели и задачи анализа финансового состояния

1) снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

2) менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

3) изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

В практике финансового менеджмента особого внимания заслуживает метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Следует отметить, что в западной и российской методиках анализа существует различие. Оно обусловлено, в первую очередь, разными стандартами ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованием различных методов учета (учетной политики) и др.

Принято считать, что в деятельности российских предприятий целесообразно анализировать следующие отдельные показатели, рекомендуемые Минэкономразвития России для аналитической работы (см. табл. 6.1).

Таблица 6.1

Отдельные показатели, рекомендуемые Минэкономики РФ для аналитической работы

Наименование показателя

Что показывает

Как рассчитывается

Интерпретация показателя

1

2

3

4

I. Показатели ликвидности

Общий коэффициент покрытия

Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы для погашения долгосрочных обязательств

Отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам

От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании

Коэффициент срочной ликвидности

Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

Отношение денежных и краткосрочных ценных бумаг плюс дебиторская задолженность к краткосрочным обязательствам

1 и выше. Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы наблюдалось стабильное превращение наиболее ликвидной части оборотных активов в денежную форму для расчетов с поставщиками

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Степень зависимости платежеспособности предприятия от материально- производственных запасов (МПЗ) с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств

Отношение МПЗ к сумме краткосрочных обязательств

0,5-0,7

II. Показатели финансовой устойчивости

Соотношение заемных и собственных средств (коэффициент задолженности)

Сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств

Отношение заемного капитала к собственному капиталу

Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников финансирования (кредитов и займов), а также потерю финансовой устойчивости (автономии)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Наличие собственных оборотных средств, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия

Отношение собственных оборотных средств к общей сумме оборотных активов

Нижняя граница - 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей в проведении независимой финансовой политики

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников

Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственного капитала

0,2-0,5. Чем выше значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей для финансового маневра у предприятия

III. Интенсивность использования ресурсов

Рентабельность чистых активов по чистой прибыли

Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке количества акций на бирже

Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов

Рентабельность чистых активов должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров

Рентабельность реализованной продукции

Эффективность затрат на производство и реализацию продукции

Отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости

Свидетельствует о необходимости повышения цен на продукцию или о необходимости усиления контроля за издержками

IV. Показатели деловой активности

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Показывает, сколько рублей выручки от продажи снимается с каждого рубля оборотного капитала

Отношение объема продаж к средней за период величине оборотных активов

Нормативного значения нет. Показатель зависит от индивидуальных особенностей деятельности предприятия

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры

Отношение выручки от продаж к средней за период величине собственного капитала

Нормативного значения нет. Показатель индивидуален для каждого предприятия

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2019 - All Rights Reserved - www.involveman.ru