История развития американской системы менеджмента
В качестве основных идей Ф. Тейлора можно выделить следующие:
· способность анализировать работу, исследовать последовательность ее выполнения;
· создание системы подбора рабочих (работников) для выполнения данного вида работ;
· разработка системы обучения и тренировки рабочих;
· способность к сотрудничеству администрации и рабочих.
Подводя итог, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление - это система, основывающаяся на определенных научных принципах, и ее реализация должна осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. На практике идеи Тейлора обеспечили значительный рост производительности труда, что доказало их важность.
Классический научный метод обладал следующими недостатками:
· непризнание различия между индивидами,
· неучет возрастающих потребностей рабочих,
· игнорирование рационализаторских предложений рабочих.
Это, в свою очередь приводило к назреванию конфликтов. Для Тейлора управление было чем-то машинным, и менеджмент развивался именно как промышленный. Только в работах Харрингтона Эмерсон (1853-1931гг.) идеи Тейлора были перенесены на исследование принципов трудовой деятельности независимо от типа производства. Его идеи нашли воплощение в работе "Двенадцать принципов производительности".
Также Эмерсон занимался исследованием штабного принципа в управлении. Идеи Тейлора использовал и Генри Форд, который изменил процесс организации производства.
В 20-30-е годы XX века в США зародилась школа человеческих отношений, в центр исследований которой был поставлен человек. К этому направлению можно отнести Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, направление исследований которых касались социологии производственных отношений. Основателем этой школы считается Элтон Мэйо (1880 - 1949), который доказывал, что "управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии".
Впервые применить психологический анализ к практическим задачам производства попытался Г. Мюнстерберг - профессор Гарвардского университета США.
Основываясь на идеях Мюнстерберга, Э. Мэйо в 1927 - 1932 гг. проводит Хоторнский эксперимент (в городе Хоторн близ Чикаго). Эксперимент проводился с участием шести работниц, которые составляли бригаду по сборке телефонных реле. Эксперимент длился пять лет, в течение которых планировалось тринадцать раз изменять режим работы, оплате, организации питания. Работницам постоянно говорили, что их труд имеет играет большую роль в развитии общества и науки. Запланированные изменении были сделаны 11 раз, при двенадцатых по счету изменениях все ранее предоставленные улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки продолжал возрастать. Таким образом, Э. Мэйо доказал, что важную роль в организации работы играют моральные и психологические факторы - личные и групповые.
Представителями этой школы был разработан инструментарий управления, который в настоящее время применяется на практике:
· человеческие отношения; условия работы;
· отношения "руководитель - подчиненный";
· стиль руководства;
· мотивация труда;
· психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из самых главных выводов, которые были сделаны в рамках данной школы, является признание необходимости для руководителя профессиональную подготовку, которая должна в себя включать психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.