Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия
Обобщение современной практики по управлению дебиторской задолженностью позволило выявить целесообразную схему взаимодействия между подразделениями предприятия, согласно которой за продажи и поступления несет ответственность коммерческий отдел, финансовый отдел обеспечивает информационно-аналитическое обслуживание, а юридическая служба - юридическое сопровождение (оформление договоров и обращения в суд). С учетом данной схемы разработан вариант регламента действий персонала по инкассации дебиторской задолженности на предприятиях строительной промышленности (Таблица 2.14).
Таблица 2.14
Регламент действия персонала по инкассации дебиторской задолженности
Период |
Действие |
Подразделение |
3 дня до срока оплаты |
Звонок с напоминанием о сроке платежа |
Финансовая служба |
Просрочка до 5 дней |
Звонок или факс с напоминанием о сроке платежа |
Коммерческий отдел |
Просрочка до 10 дней |
Звонок с выяснением причин задержки оплаты |
Коммерческий отдел |
Согласование графика оплаты |
Коммерческий отдел | |
Просрочка от 10 до 20 дней |
Переговоры с ответственными лицами |
Коммерческий отдел |
Отправка предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба | |
Просрочка от 20 до 30 дней |
Прекращение поставок |
Коммерческий отдел |
Начисление штрафа |
Финансовая служба | |
Досудебное предупреждение |
Юридическая служба | |
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка менеджера и принятие попыток досудебного урегулирования |
Коммерческий отдел |
Отправка официальных претензий |
Юридическая служба | |
Просрочка более 60 дней |
Обращение в официальные организации по взысканию задолженности |
Финансовая служба |
Подача иска в суд |
Юридическая служба |
Исследование распространенных моделей управления денежными средствами Баумоля и Миллера-Орра выявил их общий недостаток, это отсутствие расчетов параметра страхового запаса денежных средств, ориентируясь на который предприятия смогут поддерживать необходимый уровень платежеспособности.
В связи с этим можно предложить расчет размера страхового запаса денежных средств исходя из ожидаемого однодневного расходования денежных средств, умноженный на период (Д), необходимый для конвертации ценных бумаг в денежные средства (2.12):
(2.12)
где Н - страховой размер денежных средств;
КСО - краткосрочные обязательства;
ПОКСО - период оборота краткосрочных обязательств;
С целью недопущения "кассового разрыва" на предприятии предлагается составлять бюджеты движения денежных средств с разбивкой на месяц, квартал, полугодие и год, суть которых заключается в разнесении крупных расходов и доходов равномерно на весь период.
Управление структурой капитала на предприятии предлагается проводить по следующим этапам:
1. определение средневзвешенной стоимости капитала предприятия;
2. расчет эффекта финансового левериджа;
3. определение допустимого уровня финансового риска;
4. определение схемы финансирования (полное самофинансирование, смешанное финансирования);
5. минимизация средневзвешенной стоимости капитала и поддержание ее оптимальной структуры в процессе деятельности предприятия.