Особенности организационной культуры в педагогическом коллективе.
На современном этапе развития нашего общества велика роль образования.
Согласно мнению И.Н. Пашковской, функционально образование выступает ведущим условием социализации личности, профессиональной активности и мобильности, личностного и профессионального самоопределения. Кроме того - оно выступает условием саморегуляции: развития самосознания и самооценки, мотивации поведения и ценностных ориентаций, потребностей и интересов.
Педагог способен создавать "идеальный образ" своей деятельности, собственно ее процесса и конечного продукта. По словам О. Газмана, способность к предвидению, целеполаганию, к идеальному проектированию своей деятельности проявляется таким образом, что сознание творит деятельность, а значит, и самого себя.
В любую историческую эпоху положение учительства в обществе, государстве, его социальная структура определялись характером умственного труда, который обуславливал место учительства в общественном разделении труда.
В.В. Тумалев вводит понятие "учительской страты", к которой относят следующие признаки:
· обязательные - общие признаки, присущие в целом группе интеллигенции;
· дискриминирующие (специфические), отличающие учительство от других;
· сугубо дискриминирующие (сугубо специфические), отличающие подгруппы внутри самой учительской страты.
Обязательные - общие признаки включают в себя:
а) структуру ценностных ориентаций;
б) профессиональную идентификацию;
в) удовлетворенность профессией;
г) степень самореализации.
Дискриминирующие - включают в себя:
а) структуру мотивов выбора профессии;
б) преданность учительской профессии;
в) любовь, доброе отношение к детям;
г) бюджет времени;
д) высокую работоспособность в ситуации постоянного общения
интеллектуального и психического напряжения;
е) постоянное обновление и коррекцию знаний, педагогических
технологий;
ж) специфику взаимодействий с объектом;
з) способность к организации учебной деятельности учащихся;
и)консерватизм по отношению к политической системе общества.
Сугубодискриминирующие - включают в себя:
а) отношение к современной системе школьного образования;
б) профессиональную позицию внутри школьного образователь-
ного процесса;
в) возраст;
г) отношение к инновациям;
д) семейное положение;
е) отношение к ученикам;
ж) отношение к профессии;
з) трудоемкость профессии;
и) квалификационный разряд, размер заработной платы.
Современная педагогическая цивилизация в результате анализа истории развития, по определению И.А. Колесниковой, является креативной, то есть предполагающей не "линейное", а "объемное" системно целостное видение развития человека и способов передачи опыта. Креативная педагогика предполагает изменение основной качественной характеристики педагогического процесса: педагогика мероприятий уступает место педагогике бытия. И в этой "бытийной педагогике" возрастает роль рефлексивной культуры, овладение механизмом целостного информационно-энергетического обмена в системе "Человек - Космос", ненасильственных способов разрешения конфликтов в системе "Человек - Человек", экологичных форм взаимодействия в системе "Человек - Природа".