Нормативно-правовое обеспечение реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»
Развитие приоритетных национальных проектов, озвученных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, продиктовано сложившейся социально-экономической ситуацией в стране.
Исторический опыт показывает, что разрешение социальных проблем в обществе во многом предопределяет результативность его дальнейшего развития. Дает импульс созданию эффективной системы управления, повышает конкурентоспособность национальной экономики, обеспечивает конструктивное взаимодействие бизнеса, гражданского общества и власти, и в итоге, гарантирует рациональное встраивание страны в мировую экономику.
Национальные проекты представляют собой ряд приоритетных мероприятий, нацеленных на повышение качества жизни каждого гражданина Российской Федерации. Они отличаются от федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ тем, что охватывают все субъекты Федерации, все население России, а не отдельные регионы.
Срок реализации проектов рассчитан на период до 2010 года и работают они в сфере образования, здравоохранения, жилищной Политики и агропромышленного комплекса. Именно они, в первую очередь, работают на наращивание человеческого потенциала[3]
.
Основными направлениями развития в рамках проектов в сфере жилищной политики являются следующие:
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
- увеличение объемов долгосрочного жилищного кредитования граждан.
Уже в 2008 году был очевиден значительный эффект от реализации национальных проектов[4]
.
Помимо финансовых вложений реализация национальных проектов требует проведения масштабной работы исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Правительством субъектов разработаны и утверждены планы мероприятий по реализации поручений Президента Российской Федерации в разрезе приоритетных национальных проектов, сетевые планы-графики, содержащие детализацию работы конкретных ответственных исполнителей, контрольные показатели, сроки исполнения.
В некоторых субъектах (например, в Свердловской области) сформированы штабы, работающие в оперативном режиме, по контролю исполнения сетевых планов-графиков по реализации приоритетных национальных проектов, в состав, которых входят представители государственных органов исполнительной власти, законодательной власти субъектов (Законодательного Собрания Свердловской области), а также представители общественности.
Результативность проектов и объемы привлекаемого капитала при грамотной и четкой организации работы по их реализации являются побудительным импульсом социально-экономического развития Российской Федерации. При чем не сиюминутным, конъюнктурным, а долговременным и эффективным.
Именно с помощью национальных проектов обеспечивается устойчивый качественный экономический рост в стране, базирующийся на известных в мировой экономике трех факторах роста: труд, капитал и научно-технический прогресс.
Таким образом, необходимость реализации национальных проектов неоспорима. В то же время существует ряд ограничений по полнообъемному и эффективному выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации.
В первую очередь, не отработаны порядок и механизм распределения средств, предусмотренных на финансирование проектов.
В стадии решения находится вопрос объема и источников финансирования реализации национальных проектов. Не определено, будет ли достаточной текущая и перспективная, с учетом удвоения валового внутреннего продукта, финансовая возможность экономики страны в целом и каждого региона в отдельности, либо возникнет необходимость вводить в оборот средства из резервных фондов (то есть, из стабилизационного фонда, золотовалютных резервов).[5]
Предлагается финансирование национальных проектов выделить в рамках федерального бюджета в отдельную статью. Это позволит обеспечить прозрачность их формирования и использования.
К сожалению, приходится констатировать, что в России пока не сформированы адекватные механизмы перераспределения доходов, тогда как грамотно выстроенные финансовые отношения при реализации национальных проектов могли бы стать одним из эффективных инструментов выполнения задач Президента страны и в значительной степени снизить существующие диспропорции социально-экономического развития регионов.