Реализация социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования
Таблица 2.11 Значимость отдельных факторов достижения материального успеха в жизни, %
Вариант ответа |
В среднем по всем опрошенным | |
2002г. |
2003г. | |
Материальные возможности родителей |
17,4 |
18,4 |
Образование |
57,3 |
67,2 |
Личные физические данные |
19,7 |
19,2 |
Личные социальные качества |
33,0 |
34,3 |
Готовность нарушать закон |
6,5 |
6,4 |
Упорный труд |
45,6 |
41,7 |
Связи, знакомства |
42,7 |
41,7 |
Место жительства |
2,8 |
4,8 |
Ситуация в стране |
17,4 |
18,6 |
Случай, удача |
16,9 |
17,6 |
Большинство респондентов придерживаются той точки зрения, что своими достижениями в жизни они обязаны самим себе. В противовес этому мнению молодежь считает, что высокие статусные позиции родителей значительно способствуют занятию более высоких ступеней на социальной лестнице. Среди личных качеств, способствующих успеху, физическую подготовку и состояние здоровья выделяют рабочие, военнослужащие и пенсионеры. Личные социальные качества (честолюбие, стремление к достижениям, моральные качества и пр.) в большей степени оцениваются как необходимые в достижении успеха почти половиной служащих, руководящих работников и предпринимателей.
От ситуации в стране, от курса социально-экономических и политических реформ вынуждены зависеть больше других пенсионеры и военные. Почти пятая часть руководящих работников и предпринимателей полагают, что в допустимой мере "готовность нарушать закон" может помочь в жизни. На себя и на удачу, случайность в большинстве предпочитают надеяться предприниматели и учащиеся.
Структура потребительских расходов населения города Иркутска
При изучении жизненного уровня населения, кроме сравнения доходов по группам домохозяйств и измерения их реальной величины, оценивают разницу в уровнях душевого потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, структуру и состав расходов среднего размера домохозяйств.
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг - на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы. Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами, например, количество потребляемых человеком продуктов питания и их калорийность. Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребления: затраты на питание, оплату жилья, одежду, предметы длительного пользования, отдых, проведение досуга и т. д.