Характеристика объекта исследования
-Виды (степень открытости и доступности для клиентов)
-Классы (уровни бизнеса, характеризующие нишу, занимаемую на рынке)
Салон красоты - это основной тип эстетических предприятий. Массовая доля (МД, выражается в процентах от общего числа предприятий) - 10-15 %.
Стандартная структура: парикмахерский зал, рабочее место маникюра, кабинет педикюра, косметический кабинет. При расширенной структуре дополнительно: кабинет эстетического ухода и макияжа, консультационный кабинет.
“Плюсы”:
-минимальный инвестиционный пакет от 15 тыс. у.е.;
-минимальная площадь помещений (при проведении статистического исследования рынка было выявлено несколько десятков успешно работающих салонов на площади 40-46 кв.м.);
-“понятность для клиентов”;
-небольшой коллектив сотрудников (управлять малым коллективом проще).
“Минусы”:
-жесточайшая конкуренция среди предприятий такого типа;
-плохая управляемость персонала (при формировании коллектива предприятия индустрии красоты необходимо закладывать так называемые “ребра жесткости” - неустойчивость на рынке услуг, именно эти предприятия зависят от любых изменения в бизнесе и жизни вообще).
Поэтому инвестиционная привлекательность (ИП) салонов красоты - 50%, т.е. шансы успеха и провала равны. При этом ИП расширенных салонов - 60% (их спасает более широкий перечень услуг и, как следствие, более обширная клиентская база).
Существует два вида предприятий индустрии красоты: открытый и закрытый. К открытому виду относится большинство существующих предприятий. Их отличает доступность услуг.
В закрытых предприятиях услуги предоставляются строго ограниченному кругу клиентов и на определенных условиях.
На вопрос: “какого класса Ваше предприятие?” владельцы и управляющие салонов чаще всего отвечают: “цены у меня самые высокие в городе, значит у меня элитный салон”. Цены на услуги являются не основой для определения класса, а отражением его, (табл. 1)
Различают предприятия: эконом - класса, бизнес - класса и VIP - класса.
Таблица 1
Принципы разделения предприятий по классам
эконом - класс |
бизнес - класс |
vip - класс |
Салон прически «Марина» | |
Месторасположение |
расположен в местах скопления людей, доступен большей части населения. |
большой спальный район, т.к. в системе маркетинга должен опираться на окружающий бизнес. |
престижный район города, совсем не обязательно центр. |
Расположен в оживленном районе города вблизи железнодорожного вокзала |
Парковка. |
этот вопрос не актуален. |
возможность парковки вблизи от салона. |
собственная парковка (система обслуживания: парковщик или видеонаблюдение). |
Парковка недоступна |
Внешний вид здания. |
чаще всего денег на ремонт фасада после открытия не остается |
аккуратный внешний вид. |
отделка фасада должна быть выдержана в определенном стиле, соответствующем названию Vip-салон. |
Вид здания непрезентабельный, вход в салон не выделяется среди достаточного количества других |
Наружная (внешняя) реклама. |
упор на рекламу цены (максимально качественная услуга по минимально возможной цене). |
реклама “ бренда” (товарного знака и фирменного стиля). |
реклама статуса (элитные клиенты в большинстве своем снобы). |
Наружная реклама не броская, она больше похожа на указатель, что здесь находится салон прически |
Интерьер |
светло и чисто, без изысков. |
интерьер для услуги (все качественно, с идеей, но в рамках необходимого). |
интерьер сверх услуги (высокий класс архитектурно-художественного оформления помещения с совершенным техническим оснащением). |
Интерьер достаточно прост, без изысков. Внутри салона чисто, но само помещение требует капитального ремонта более чем. |
Внешний вид сотрудников |
аккуратный и чистый. |
форменная одежда в соответствии с корпоративным стилем и цветом (к сожалению, частый пример - вывеска бело - синяя, стены желтые, буклеты красные, форма зеленая). |
элитное предприятие, следовательно, сотрудники должны соответственно выглядеть, отличаются сложностью ассортимента предлагаемых услуг. |
Сотрудники привлекательные, аккуратные, приветливые. |
Уровень специалистов |
профессионалы |
лучшие в своем классе |
специалисты со статусом звезды |
Соответствует профилю организации |
Сервис |
ограничен одним словом - улыбаемся (нет ни времени, ни денег для осуществления стандартных сервисных мероприятий). |
единый стандарт сервиса. Основных стандартов на предприятии около тридцати: встреча клиента, запись клиента, ответ по телефону, предложение чая, расчет клиента и др. |
индивидуальный стандарт сервиса (подстраивание под запросы клиента - для этого есть и время, и средства). Администратор составляет “досье” на каждого клиента, в котором указываются сервисные предпочтения клиента. |
Ограничен |