Исследование и совершенствование бизнес-среды предприятия
Общая емкость компьютерного рынка Новосибирска изменялась в течение последних пяти лет следующим образом: 2001 г. -8 млн. долл. в месяц, 2002-2004 гг. - 12-15 млн. долл. в месяц (по разным оценкам), к концу 2005 г. - до 17 млн. долл. в месяц.
История развития компьютерного рынка г. Новосибирска показывает, что 1997 г. стал по многим позициям продаж рекордным для компьютерного рынка, и именно к его началу окончательно сформировалась «большая новосибирская пятерка»: ОАО «НЭТА», «Кардинал», сибирский филиал R-Style, «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации», «Квеста». С 1998 г. общие обороты рынка ежемесячно падали из-за нарастающих кризисных явлений - накануне 17 августа эти обороты были сравнимы с показателями конца 1996 - начала 1997 гг. (около 6 млн. долл. в месяц). По оценкам самих участников рынка, осенью 1998 г. продажи компьютерной техники и программного обеспечения составляли (в долларовом эквиваленте) 50-60% от показателей соответствующего периода 1997 г. С начала 1999 г. и по сей день наблюдается более или менее устойчивый рост продаж, весной 2000 г. рынкообразующие компании преодолели докризисный (1997 г.) уровень продаж. В отличие от новосибирского рынка, находящегося на перекрестке торговых путей, компьютерные рынки других областных центров Сибири имеют, как правило, на порядок меньшие масштабы. Так, барнаульский рынок в 5-6 раз меньше новосибирского. Исключение составляет Красноярск - по некоторым оценкам, в ближайшем будущем здесь могут произойти серьезные перемены, связанные, во-первых, с окончанием периода экстенсивного развития рынка, а во-вторых, с экспансией новосибирских и московских компаний.
За базовую величину емкости рынка Новосибирска можно принять цифру 60 тыс. компьютеров в год. По многим оценкам, именно этот объем продаж является предельным. По состоянию на сегодняшний день в новосибирских домах и офисах находится порядка 300 тыс. компьютеров, приобретенных в прошлые годы.
Финансовое положение Сибири и конкретно Новосибирской области исторически является таковым, что количество находящихся здесь в обороте денежных средств в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в Москве и других крупных городах европейской части России. Например, общий розничный оборот всего (не только сегмента высоких технологий) новосибирского рынка может быть оценен в 150 млн. долл. в месяц. Сравнивая Москву и Новосибирск, можно отметить следующие ярко выраженные черты, присущие компьютерному бизнесу Сибири.
Общее развитие инфраструктуры новосибирского компьютерного рынка повторяет ситуацию на московском рынке с отставанием на 2-3 года, что объясняется прежде всего различием в финансовом положении. При этом в Новосибирске, как и в столице, на рынке действует большое количество местных фирм (около 200), есть мощные местные лидеры, существует специализация компаний по видам деятельности.
Технические новинки поступают на местный рынок, как правило, практически одновременно с их появлением в Москве. Одна из ключевых проблем для любой фирмы с “западным” менталитетом. Дефицит “живых” денег на рынке вынуждает компании идти на зачетные и товарные схемы оплаты товара. В частности, в позиционном выигрыше находятся диверсифицированные (многопрофильные) корпорации, имеющие не только компьютерный отдел, но и отдел, занимающийся зачетами и бартером.
По результатам исследований новосибирского компьютерного рынка, опубликованным за последний год [27], сообщество потребителей hardware можно структурировать следующим образом:
- бюджетные организации: структуры власти (мэрия Новосибирска, областная администрация, муниципальные органы власти и отдельные их структуры), государственные предприятия (например, Областной радио- и телепередающий центр, Государственная телерадиокомпания) - до 5% в общем объеме потребления. Последние два года потребление в этом сегменте падало по известным причинам;
- крупные корпорации с числом сотрудников в несколько сотен: акционерные общества (например, винно-водочный завод «ВИНАП», АО «Новосибирский жиркомбинат») и частные компании (например, «Пик Систем») - 35-40% от общего объема потребления, причем в этом сегменте наблюдается явная тенденция к росту;
- средний и малый бизнес: как правило, это частные компании с числом работающих от одного до нескольких десятков человек - около 35%;
- SoHo - порядка 20%.
Учитывая тенденции, происходящие на новосибирском компьютерном рынке, проведем анализ бизнес-окружения ОАО «НЭТА» в соответствии с методами, рассмотренными в предыдущем разделе.
Лист конкурентов для ОАО «НЭТА» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Лист конкурентов
Опасность появления новых фирм |
Выс. |
Рыночная власть производителей |
Выс. | ||
Экономия на масштабе |
Низ. |
Концентрация относительно отрасли клиентов |
Выс. | ||
Дифференцирование продуктов |
Выс. |
Доступность продуктов заменителей |
Выс. | ||
Потребность в капитале |
Выс. |
Важность клиента для производителя |
Выс. | ||
Стоимость переориентации |
Выс. |
Дифференциация продуктов производителя |
Выс. | ||
Контроль каналов распределения |
Выс. |
Стоимость переориентации клиента |
Выс. | ||
Собственные знания |
Выс. |
Опасность прямого объединения производителями |
Низ. | ||
Доступ к материалам |
Выс. | ||||
Доступ к государственным субсидиям |
Низ. |
Интенсивность конкуренции |
Выс. | ||
Количество конкурентов |
Выс. | ||||
Рыночная власть клиентов |
Выс. |
Темп роста отрасли |
Выс. | ||
Ориентация клиента на соответствующего производителя |
Выс. |
Неизменные затраты |
Выс. | ||
Объем производства |
Выс. |
Затраты на складирование |
Выс. | ||
Дифференциация поставляемых продуктов |
Выс. |
Дифференциация продукта |
Выс. | ||
Опасность обратного объединения клиентами |
Низ. |
Стоимость переориентации |
Выс. | ||
Знание клиентов о структуре затрат производителей |
Низ. |
Барьер для выхода |
Выс. | ||
Величина дохода клиентов |
Выс. |
Стратегическое участие |
Выс. | ||
Экономия затрат на поставляемых продуктах |
Низ. | ||||
Важность вклада производителей в качество конечного продукта покупателя |
Выс. |
Опасность продуктов заменителей |
Выс. | ||
Доля общих затрат клиента на продукцию производителя |
Выс. |
Вероятность появления заменителя |
Выс. | ||
Темпы увеличения эффективности цен по отношению к заменителям |
Выс. |