Возможности воздействия предприятия на факторы внешней среды
Маркетинговая культура - это совокупность ценностей норм, которые формируют и сопровождают маркетинговую деятельность, выражающаяся в философии маркетинга и образе мышления.
Концепция маркетинга-менеджмента определяется как система основных идей, инструментария и анализа предпринимательской деятельности и окружающей среды, формирования стратегий и контроля. Таким образом, основными элементами концепции маркетинга-менеджмента являются:
1) предпринимательство, окружающая среда - структура, культура, политика, ресурсы, рынки, отрасли, конкуренты;
2) формулирование политики - концепция, модель, цели, стратегии;
3) реализация политики - планы, бюджет, маркетинговые мероприятия;
4) проверка и контроль политики - результаты, процессы, предпосылки объективных и субъективных изменений.
Таблица 1.4
Процесс решения проблем в маркетинге-менеджменте
Этапы процесса |
Объекты процесса |
Примеры |
Планирование |
Ситуационный анализ: шансы/опасности, окружающая среда. Сильные и слабые стороны предпринимательства |
Рабочее время, экология. Маркетинг, персонал |
Решения |
Цели: требуемое состояние Стратегии: ориентация на возможности |
Покрытие издержек, доля рынка, оборот. Кооперация, лидерство в ценах |
Реализация |
Средства выполнения: проведение, координация, оптимизация |
Маркетинг-микс, бюджет, план рекламы |
Контроль |
Результаты: эффективность, адаптивность, гибкость |
Время развития, удовлетворенность сотрудников, доля собственного капитала |
Структура определяет внутренний порядок всякой системы и организации, который предполагает установку работ и формы специализации, централизацию и децентрализацию в решении возникающих проблем. Структура формирует рабочие места и должности. Образование рабочих мест и должностей может осуществляться по направлениям (например, покупка, логистика, сбыт, маркетинг) или по объектам (например, продукт, рынок, группа покупателей, регион). Применение первого признака приводит к образованию функциональной структуры, а второго признака - к дивизиональной структуре. Если используются оба признака, то образуется гибридная структура управления. Обоснование, выбор и использование организационных структур в системе маркетинга-менеджмента являются существенными составляющими комплекса задач маркетинга.
Маркетинг-менеджмент как функция предпринимательской деятельности выполняет роль регулятора причинно-следственных связей между спросом и предложением на основе непрерывного отслеживания поведения потребителей и механизма адаптации предприятия к постоянно меняющейся экономической конъюнктуре на рынке. Благодаря своему гносеологическому началу и коммуникативной направленности маркетинг-менеджмент опосредует мотивацию взаимодействия предприятия в конкурентной борьбе на максимизацию ее прибыли и одновременно обеспечивает максимизацию общественного продукта. В этой связи маркетинг-менеджмент может быть эффективным, если он ориентирован на потребителя и окружающую среду, на координацию стратегических и тактических мероприятий плана маркетинга.