Введение в маркетинг — системный подход

Критерий - выбранный и зафиксированный параметр, показатель, правило, позволяющее с ним сравнивать что-то новое, неопределенное, изменчивое - движущееся, т.е. делать оценки, определять. Критерии можно классифицировать: на «оптимизационные», к которым в пределе стремится выход; на «ограничительные», срезающие недопустимые значения выхода. Критерии могут быть сложными, т.е. содержать в себе вложенный ряд более простых. Очень важно также учитывать значение определяющей роли критерия, - какой выбран критерий, такой будет и оценка (вот оно откуда, народное «как аукнется, так и откликнется»).

Подытоживая наше краткое изложение системного анализа, по традиции все сводить к практике, приведем выдержки из вступительной статьи С.П. Никанорова к упомянутому переводу книги С. Оптнера, вышедшему в 1969 году. С одной стороны, чтобы понять реальную новизну того, что мы называем «новейшими технологиями», а с другой, - помочь представить себе наше реальное отставание (это специально для тех, кого, все же или несмотря ни на что, удивило само присутствие здесь данного раздела).

«…В центре методологии операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации.

…Системный анализ может также рассматриваться как методология построения организации, поскольку организации могут рассматриваться как то, что реализует методологию решения проблем.

…Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы.

…Для этого [улучшение работы] необходимо рассматривать организацию не как структуру подчинения с установленными или сложившимися отношениями, а как процесс решения проблемы. Такой подход позволяет рассматривать организацию как систему…

…Бессмысленно иметь мощные методы выработки решения, если функция идентификации состояния выполняется неудовлетворительно. Решение о совершенствовании организации должно вырастать из ее проблем и соответствовать им по масштабу и сложности. Таким образом, отдельные методы совершенствования функций могут найти свое место только при конструировании организации как целостной системы.

…Организации должны строиться вокруг методов выполнения функций.

…Задача высшего руководства - не выработка решений, а конструирование процесса выработки решения и наблюдение за его действием.

…Системный анализ… постулирует структуру процесса, выполняемого организацией, в отличие от традиционного подхода к организации, который постулирует ее административную структуру».

Ну и, наконец, в заключение: «Большое значение имеет характерное изменение стиля мышления лиц, освоивших идеи системного анализа. Идеи системного анализа позволяют отделить форму организации, обязанной своим существованием истории, от содержания… Овладение системной методологией дает даже отдельному лицу понимание того, что «должно быть»…» [17]

2.4. Методика принятия управленческого решения (Система управления предприятия)

Движение в неопределенном направлении бессмысленно,

в неправильном - вредно; приложение силы без цели - опасно…

(К вопросу: «Тратить ли время на «витание» в облаках?»)

Теперь, когда мы рассмотрели основы системного подхода, уже не секрет, почему нас интересует именно методика принятия управленческих решений - ведь это процесс, который поможет нам понять суть системы управления предприятия как таковой, и - «святая святых» предприятия - его стратегического управления, и еще ближе подойти к цели нашей работы - маркетинговому управлению (понять, для начала, откуда вообще следует само название).

Заметьте, далее мы все чаще будем иметь дело с дисциплинами - явлениями типа «наука и искусство». Это определение подчеркивает тот факт, что состоят они из методологии, в общем описывающей основные составляющие и закономерности их соединения, и методики «смешивания» этих составляющих, определяющейся ситуацией. Все вместе свидетельствует, в свою очередь, что сами дисциплины имеют дело со сложными, трудно формализуемыми задачами. Главный критерий - чтобы система заработала, а там, далее, в свою очередь, свои критерии (мы рассмотрим это позже).

В управлении предприятия надо учитывать и еще один важный момент: всегда добавляется участие еще одной системы - человека, как лица, принимающего решения (ЛПР), и как лица, исполняющего решения… со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Воспользуемся наиболее детальным изложением дисциплины, данным в статье[18], - нам остается лишь подчеркнуть все основное, интересующее нас в этом (нашем) аспекте.

Место принятия решения в процессе управления.

«Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления. Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления… В качестве наиболее общих агрегированных функций управления обычно рассматриваются планирование, организация, мотивация и контроль», см. рис. 4.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru