Введение в маркетинг — системный подход

2. Сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений предполагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений.

3. Включение руководства в процесс подготовки, принятия и реализации решения на всех его основных этапах».[18]

Схема процесса приведена на рис. 5.

«В приведенной схеме этапов процесса принятия решения специально (отдельно) не выделены этапы построения моделей, выбора оценочных критериев, сбора информации…

То же касается поиска и анализа информации. Эта работа осуществляется практически на всех этапах процесса принятия решений, а не только на начальном, как иногда предлагается… Чтобы избежать стремления собирать информацию вообще, лучше осуществлять это прицельно, привязывая сбор информации к отдельным этапам процесса принятия решения, к тем моделям, которые на них используются.

Достаточно четкое последовательное разделение на этапы является упрощением, так как реальные этапы принятия решений часто в той или иной степени осуществляются параллельно…» [18]

Подчеркнем еще раз этот очень важный для нас момент, на который мы будем опираться в дальнейшем:

«…этапы и процедуры имеют между собой прямые и обратные связи. Обратные связи отражают итеративный циклический характер между этапами и процедурами. Итерации в процессе принятия решений обусловлены необходимостью уточнения и корректировки данных после выполнения определенных процедур и возврата к работам на любой предшествующий этап».

Ну и, в заключение, поскольку «принятие решений - это наука и искусство», что предполагает большую свободу действий для ЛПР:

«Требования, которым должно удовлетворять управленческое решение: своевременность принятия решения; его обоснованность; директивность и адресность; непротиворечивость и ответственность за результаты решения». [18]

Итак, управление - это решение плюс действие, решение «осмысливает» действие, придает ему цель и направление, делает эффективным. Без этого мощное действие может оказаться подобным разрушающему взрыву (но даже взрыв [цель - разрушение] становится эффективнее, будучи направленным). Решение, являясь процессом, описывает и формирует следующий управленческий процесс - действие.

Каждое решение включает в себя, в свою очередь, еще ряд предварительных решений и действий и т.д. Критерий, ограничивающий возможные варианты и сам этот процесс (вы помните, - в принципе он бесконечен и ограничен лишь «количеством» сложности явления), - ресурсы, имеющиеся в распоряжении. После перебора адекватных ресурсам альтернатив должны остаться силы и время на действие, поскольку самое эффективное управленческое решение бесполезно без управленческого действия.

Рис. 5. Обобщенная схема процесса принятия решений [18]

Известно, что существуют «красивые» решения, «золотые» сечения и т.п., «высвобождающие» колоссальные количества ресурсов, - в результате их обнаружения, действительно, остается лишь «пошевелить» пальцем, такова их относительная эффективность . Это предел мечтаний, а в конкретной ситуации поиск такого решения может обернуться другой крайностью в противоположность тому, когда процесс принятия решения отсутствует вовсе. Да и сама ситуация принятия решения выглядит «красиво» уже «потом» - в ретроспективе.

Вспомним «машину времени» системного подхода. И становится понятно, в чем суть и ценность методологических дисциплин, выносящих все, что можно за временные рамки решения реальной проблемы, оставляющих для решения самой сложной и неформализуемой задачи достаточно формальный перебор и компоновку «почти готовых», заранее подобранных и предварительно изученных типов альтернатив (т.е. характерных для данного поля деятельности, для данной дисциплины достаточно автономных систем).

Вот почему так важны два первых этапа: анализ ситуации и постановка задачи; и подготовка решения - выявление и оценка альтернатив; вот почему так важно участие в процессе «ЛПР» - лица, принимающего решения, будь то конкретное должностное лицо или соответствующая структура.

Вот откуда берутся странные на первый взгляд «наборы»: «STP и 4P», «трех стратегий конкурентных преимуществ Porter’а», «14 видовых стратегий» и т.д. и т.п.

Таким образом, мы вплотную подошли к определению понятия «система управления предприятия», не хватает описания всего нескольких составляющих. Попробуем, все же, удержаться в русле нашего плана, это не только сократит путь, но и позволит избежать многих лишних слов, поэтому - обо всем по порядку.

2.5. Стратегическое управление предприятия

«Основное условие овладения

искусством маркетинг-менеджмента -

постижение тайн стратегического планирования».

Филип Котлер

Этот странный, на первый взгляд, эпиграф, на самом деле, многое раскрывает в плане интересующей нас темы, подчеркивая значимость для нашего предмета рассматриваемых здесь положений.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru