Введение в маркетинг — системный подход

Итак, система - «единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и времени (ощущаете таинственную связь с пространственно-временным континиумом?!), совместно действующих для достижения общей цели» [14]. «Система есть идущий процесс» [15].

(Системный подход позволяет совершать и более таинственные вещи: мы и не заметим, как в середине данного раздела из реального мира вполне осязаемых вещей попадем в виртуальное пространство абстракций! Собственно говоря, здесь нет ничего сверхъестественного - в этом суть любого алгоритма. То же происходит, например, и при делении «уголком», но в данном случае мы как бы «остаемся в сознании», более того, обязаны действовать осознанно, а не механически выполнять «жесткий» набор правил.)

Любая система имеет вход, процесс (действие, операцию), выход. Иногда в процессе выделяют обратную связь, чтобы подчеркнуть важность этого подпроцесса в функционировании системы. Схематическое изображение системы представлено на рис. 3.

Вход, в свою очередь, классифицируется на элементы по их взаимодействию с процессом:

нагрузка системы, непосредственный объект воздействия процесса;

неподконтрольные системе случайные факторы внешней среды;

неподконтрольные системе, но систематические и закономерные факторы внешней среды;

подконтрольные системе организационные, функциональные, целевые и другие ограничительные факторы (в том числе и обратная связь).

Отсюда следует важное разделение на открытые и закрытые системы - по степени их взаимодействия с окружающей средой, понятие равновесности систем - по характеру и степени отклика на воздействие окружающей среды.

Процесс - действие превращающее вход в выход, основная характерная черта, суть деятельности системы и то, что ее проявляет. Реализация целей системы.

Выход - результат деятельности системы, продукт ее процесса, по выходу также можно судить о деятельности системы.

Связи - то, что все соединяет, а, в конечном счете, и формирует систему. Связи существуют между всеми системными элементами, между системами и подсистемами… (Хотите сломать систему - рушьте связи!). Связи бывают функционально необходимыми, дополнительными, излишними и противоречивыми.

Рис. 3. Система в общем виде.

Обратная связь - использование собственного выхода для управления процессом. Это - один из основных моментов, позволяющий системе формализовать методику взаимодействия со сложными, многоплановыми, трудно поддающимися описанию, т.е. плохо формализуемыми реальными факторами. Обратная связь также позволяет говорить о стабильности систем.

Цели системы - желаемые состояния системы (помните двойственность решений по Оптнеру, - здесь необходимы процессные решения) или ее выхода (решения по системе), то что объединяет систему в некое целое. Соответственно, при наличии нескольких целей, могут быть и такие, которые препятствуют этому, т.е. мешают функционированию системы как таковой.

Ограничения системы - цели и принуждающие связи (в конечном счете: те же процессы - внимание, вот «оно»… начинается…).

Проблема, соответственно - в различиях между желаемым и существующим выходами, состояниями; различиях между существующей и желаемой системами; различиях между целью и существующей системой.

Решение, таким образом - система, заполняющая этот промежуток. Соответственно, система - это решение, и система - то, что решает проблему. В результате решения вводятся новые связи и/или составляющие, часть которых обусловливает желаемый выход, а другая может стать источником проблем в будущем. (Вот мы и «ТАМ»… А перед нами… чем не машина времени, позволяющая «сходить» и посмотреть, что будет, если мы сейчас «раздавим бабочку» - осталось написать «программку», а чем ее «грузить» - чуть ниже.)

Альтернатива - вариант конструкции системы решения (отличаются выходом, составляющими, эффективностью, стоимостью и т.п.). Функциональные альтернативы отличаются средствами (набором объектов) решения, операционные - способами агрегирования систем.

Соответственно, основные три элемента алгоритма системного анализа, почти на «три трети» обеспечивающие его успех: цели - способы их достижения - необходимые для этого ресурсы [14].

Таким образом, «страшный и необъятный», требуемый маркетинговым подходом «всесторонний учет всех обстоятельств» - связан, по сути, только с полнотой системы, с учетом всех элементов системы, т.е. элементов, участвующих в ее процессе (и всего лишь! Как просто, когда анализируется действующая система. Не заметили, - мы вновь на «грешной земле», а догадались - откуда такие успехи REND?).

Отметим здесь и еще два важных понятия системного анализа: модель и критерий, хотя мы уже затрагивали их раньше.

Модель - упрощенное представление сложного явления с сохранением существенно важных свойств для конкретного изучения ее отдельных сторон. Собственно говоря, системный анализ - это и есть моделирование явления, но «анализ» без привычного расчленения (даже в мыслях) исследуемого явления на элементы (термин «системный анализ» - еще один «оксюморон» - как только мы расчленяем систему, она исчезает, отсюда и требование итерационности процесса). Заметьте, в искусстве реальный объект может играть роль модели произведения, содержащего в себе нечто большее, чем конкретные черты модели (вот вам и еще один фокус системного подхода, и еще одна система, позволяющая дать определение уже самому искусству, выяснить, почему одни способны что-то воспринимать, а другие - нет).

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru