Введение в маркетинг — системный подход

Именно движение также позволяет говорить о существовании системы во времени.

Использование разных точек зрения позволяет выделять в одном и том же явлении различные системы, и этот процесс не ограничен ни чем кроме «количества» сложности самого явления (в том смысле, что самой сложности, как раз, может и не хватить).

Система, как «абстракция- это средство, а не самоцель. …В определенных условиях абстракция обладает определенным преимуществом, заключающимся в ее четкости. Переходя от реального мира к его различным символическим изображениям, специалист по анализу систем получает возможность анализировать то, что он наблюдает. Цель этого перехода не состоит в том, чтобы исключить детали или полноту реального мира… Идея системы предназначена не для изучения отдельных явлений, а для изучения полного комплекса явлений, порождающего окружающую данный процесс обстановку и его состояние.»[15]

С. Оптнер также одним из первых выделил ряд особенностей системного подхода, позволяющих на его базе обосновать и эффективно применять системные методы управления предприятием: возможность устанавливать как общие, так и частные проявления проблем; получать решения, описывающие конечный результат безотносительно промежуточных параметров (решения для системы) и решения, построенные для процесса, позволяющие оценить всю глубину проблемы, кажущейся на первый взгляд простой; предложить формализованную методику решения для наиболее сложных, характерных для практики слабоструктурированных проблем [15].

Таким образом, являясь методологической основой для понимания и применения различных системных методов, системный подход позволяет при помощи абстрактных средств подойти к моделированию сложных, многоплановых, не поддающихся формализации и описанию реальных процессов предприятия, с одной стороны, значительно упрощая решение конкретной задачи, а с другой, - не теряя всей полноты свойств анализируемых явлений. Другими словами, подход как бы позволяет «выделять не вырывая» - здесь мы вновь видим подтверждение симбиоза (опять система) идеологического, мировоззренческого подхода с возникающими на его основе технологиями: с одной стороны, - что-то напоминающее шаманство мануальной хирургии, а с другой,- вполне реальную систему жизнеобеспечения, с живым сердцем, опутанным проводами и трубками, бьющимся в руках хирурга.

Фактически - это обоснование важности, доказательство необходимости идеологии в понимании современных проблем и обоснование того, почему мы так много внимания уделяем этой пресловутой идеологии и мировоззрению (как увидите дальше - подготовке Вашего «внутреннего решения»).

На данном этапе нам уже достаточно информации, чтобы проанализировать последствия игнорирования организации основного процесса предприятия с точки зрения системного подхода. На примере неорганизованного процесса маркетинга мы видим «распыление» по подразделениям предприятия его функций - закупок, рекламы, сбыта… И дело здесь не только в потере согласованности или контроля. Таким образом, каждая из составляющих теряет часть своих существенных свойств, предприятие же лишается одной из трех своих важнейших подсистем - ведь даже неправильно подобранные или «плохо» соединенные составляющие не обеспечивают возникновения свойств системы, а то, что в такой «структуре» часть их просто потеряна, а остальные никто «не собирает» - факт, который трудно оспорить. Ни о какой «настройке» - не может быть и речи, поскольку система не собрана и не работает.

Более того, и сама теория маркетингового управления упоминает только компоненты marketing mix и STP-методологию их применения, оставляя конкретные рецепты самого «смешивания» в распоряжении рыночной ситуации, указывая на ситуационный, итерационный характер процесса - лишь одно из проявлений системного подхода метода маркетингового управления. По сути же, ситуация - одна из важнейших составляющих системы маркетингового управления.

Здесь, кстати говоря, скрыта и суть совсем не праздных и не высокопарных слов о том, что маркетинг - это «и наука, и искусство». Ведь обучение всем известным техникам письма, предоставление самого широкого набора красок и кистей не гарантирует получение на выходе полотна Леонардо да Винчи…

А то, что marketing mix может «зазвучать» (это уже для самых больших скептиков), подтверждает именно системный подход, указывая на саму теоретическую возможность возникновения при определенных условиях системы с новыми свойствами на выходе.

2.3. Основные понятия системного анализа

«Системный анализ - наиболее последовательная реализация системного подхода в решении различных проблем в самых различных сферах человеческой деятельности»[14].

«Системный анализ - методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем» [17].

Кратко пробежимся по основным понятиям, - на них, кроме всего прочего, опирается методология принятия решений, система управления предприятия, и вся технология бизнес-инжиниринга организации. Попробуем в порядке эксперимента выстроить и связать их так, чтобы, в соответствии с системным подходом, возникла и суть.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru