Страхование крупных рисков
В настоящее время полноценное комплексное страхование осуществляют лишь представительства зарубежных фирм. При этом они предпочитают страховаться также в известных им иностранных компаниях, а точнее, в их дочерних обществах, работающих на российском рынке. Как мы уже говорили, очень активно приближаются к западным стандартам крупнейшие российские промышленные компании. Эта ниша прочно занята кэптивными страховщиками. В авангарде здесь идет топливно-энергетический комплекс, отстающей же отраслью является ВПК. Однако и здесь есть подвижки: так, очень значительные взносы по комплексному страхованию предприятий "оборонки" в прошлом году собрал Русский страховой центр, который имеет аккредитацию при российских агентствах по судостроению, боеприпасам, обычным вооружениям, системам управления и Росавиакосмосе. Интересно, что происходит рост поступлений и еще от одной "депрессивной отрасли" – сельского хозяйства. Например, поступление взносов от сельхозпредприятий только в Столичное страховое общество составило более 55 млн. руб.
Постепенно начинает понимать преимущества комплексного страхования и средний бизнес. Именно здесь кроются перспективы развития универсальных страховщиков. Торгово-посреднические и строительные компании, грузоперевозки, связь и телекоммуникации – вот сфера деятельности "универсальных" компаний (см. табл. 20). Именно здесь лидируют компании "Ингосстрах", группа "Ренессанс Страхование", "РЕСО-Гарантия", группа "НАСТА", РОСНО. Большие взносы в страховании пищевой промышленности собирают ВСК и "Ост-Вест Альянс", в страховании связи и телекоммуникаций – "Прогресс-Нева", строительных организаций – "Якорь". Сюда же постепенно начинают выходить и кэптивные компании. Однако ждать смены лидеров в этих сегментах рынка еще рано. "Кэптивы" пока только пробуют силы в массовых видах страхования, их экспансия на открытые рынки может начаться только через два-три года. Дело в том, что именно тогда они скорее всего освоят имеющиеся ниши. Накопленный ими опыт, финансовые ресурсы и авторитет будут лучшими аргументами при воздействии на страхователей.
Таблица 20
Страхование торгово-посреднических компаний, 1999 г.
Компания |
Страховые взносы (тыс. руб.) |
Страховые выплаты (тыс. руб.) |
Крупнейшие клиенты (страховые суммы по договорам с ними, млн. руб.) |
"Ингосстрах" |
925328 |
442917 |
н. д. (8550,5) |
"ЮКОС-Гарант" |
102440 |
10361 |
"Строймашинторг" (100,0) |
Группа "НАСТА" |
66735 |
н. д. |
"Дарина", "Сатурн", ГП "Полиграфбанксервис" |
"РЕСО-Гарантия" |
66482 |
48131 |
"Жак Дессанж", ТД "Москва", ТД "1000 мелочей", универмаг "Московский", Дом фарфора |
ВСК |
40000 |
4000 |
н. д. (60) |
"Ост-Вест Альянс" |
14255 |
445 | |
ВЕСтА |
10514 |
421 |
Samsung Electronics, Daewoo Corp. |
"Прогресс-Нева" |
5900 |
н. д. |
н. д. |
РУКСО |
5240 |
1924 | |
РСЦ |
3286 |
0 |
"Артекс", "Сюкден" |
Столичное СО |
2187 |
332 |
н. д. (117,6) |
"Геополис" |
2125 |
22 |
н. д |
ЗСТСК |
1820 |
650 |
н. д. |