Фирма в условиях совершенной конкуренции

Наверное, нет такой фирмы, которая не мечтала бы попасть в ситуацию монополии. Монополиста не тревожит конкуренция, поэтому он имеет некоторую власть над покупателями. Монополисты обычно стараются поддерживать относительно высокую цену на свой товар. В отрасли, где существует конкуренция, рост цен на товар привел бы к росту величины предложения и, в конце концов, цена бы снова упала. Но при монополии приток новых продавцов невозможен. Исходя из этого, монополист сам может выбрать точку на кривой спроса, которая для него наиболее выгодна. Если на рынке существует монополия, цена на нем, как правило, выше, а объем производства – ниже, чем там, где господствует совершенная конкуренция.

Но власть монополиста над покупателем не безгранична, как бы ему этого не хотелось. Ее лимитируют размеры платежеспособного спроса и его эластичность.

Если, например, монополист поднимет цену на свой товар слишком высоко, потребители просто-напросто перейдут на товары заменители. Например, если бы в условиях монополии в нашей стране подорожали бананы, то покупатели бы перешли на яблоки и т. п. Так, при резком росте цен на железнодорожные билеты большее количество людей станут пользоваться авиа- или автомобильным транспортом. Даже у уникальных вин и сортов минеральной воды есть товары-заменители. Поэтому монополист, переоценивший размеры спроса и недооценивший его эластичность, может проиграть на снижении объема продаж больше, чем выиграет на повышении цены.

Однако как бы то ни было, присущее монополии сочетание более высоких цен с меньшим объемом производства всегда невыгодно потребителям. Вот почему в наши дни государство обычно запрещает образование монополий и ограничение конкуренции. Первые законы против монополий появились в США еще 100 лет назад. Если будет доказано, что в результате объединения двух фирм в отрасли сложилась монополия, объединение будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска продукции с целью повышения цен, фирма подвергается огромному штрафу, а ее руководство рискует угодить в тюрьму. Крупный производитель, захвативший значительную часть рынка своего продукта, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.

В нашей стране с 1991 года также действует «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Противоположную монополии ситуацию, когда многим продавцам противостоит один покупатель, экономисты называют монопсонией. Монопсония существует, например, на рынке труда в, так называемых, «закрытых» городах, где единственным крупным работодателем является какое-нибудь одно предприятие.

Олигополия.

Между монополией и конкуренцией находится так называемая олигополия. В олигополистических отраслях на рынках господствует несколько очень крупных продавцов. (Таковы черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность, авиационный транспорт и т. д.) При олигополии продавцы конкурируют друг с другом, но конкуренция эта носит своеобразный характер. Дело в том, что в олигополистической отрасли, когда силы конкурентов примерно равны, фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, из которой неизвестно кто выйдет победителем, а убытки могут быть слишком велики. В этих отраслях производители некоторым неформальным образом (формально это запрещено антимонопольными законами) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом. Один из способов такого согласования – «лидерство в ценах»: скажем, «Дженерал Моторз» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер», исходя из нее, назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Другой способ: цена назначается равной издержкам производства плюс заранее согласованный процент прибыли. Не ввязываясь в открытую ценовую конкуренцию, олигополисты предпочитают соревноваться между собой посредством неценовой конкуренции: повышения качества, улучшения послепродажного обслуживания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2024 - All Rights Reserved - www.involveman.ru