Фирма в условиях совершенной конкуренции

Как только цена изменяется, фирма меняет и объем производства. Она достигает такого уровня производства, который обеспечивает ей максимум прибыли. Такой объем производства называется оптимальным и достигается тогда, когда Р=МС (но при условии, что Р показывает АVС). Как только фирма максимизирует прибыль, у нее пропадают стимулы менять объем производства. Такое состояние называется состоянием равновесия фирмы, поскольку до тех пор, пока рыночная цена и издержки не меняются, фирме нет смысла менять и количество выпускаемой продукции: она действует максимально эффективно при заданных внешних условиях.

Цена на рынке совершенной конкуренции определяется в результате взаимодействия рыночного спроса на данный товар и краткосрочного предложения данного товара. Хотя никакая отдельная фирма не может повлиять на цену, коллективные действия всех фирм (рыночная кривая предложения), а также коллективные действия потребителей данного товара (рыночная кривая спроса) – могут. Пересечение рыночной кривой предложения и рыночной кривой спроса определяет и равновесную рыночную цену. При равновесной цене каждая фирма производит ровно тот объем продукции, при котором ее предельные издержки равны цене. Ни одной из фирм, действующих на рынке, нет смысла менять свой объем производства. Поскольку общий объем спроса равен общему объему предложения, равновесная рыночная цена в течение короткого периода остается неизменной. А это означает, что как рынок в целом, та и каждая отдельная фирма – его участник, находятся в состоянии краткосрочного равновесия.

Хотя мы знаем, что в состоянии краткосрочного равновесия отрасли каждая фирма в ней максимизирует прибыль, нам не известны размеры этой прибыли. Иначе говоря, одно дело – знать, что фирма старается достичь наилучших результатов в заданных обстоятельствах, и совсем другое – понять, насколько хороши эти обстоятельства.

В принципе возможны три состояния краткосрочного равновесия отдельной фирмы. Первое – при котором фирма несет убытки (МС=Р, но Р<АТС), однако фирма не уходит с рынка до тех пор, пока Р>AVC. В этом случае правильнее бы было говорить не о максимизации прибыли, а о минимизации потерь. Второе – при котором фирма лишь покрывает свои издержки (МС=Р, а Р=АТС). Третье – при котором фирма действительно работает с прибылью (МС=Р и Р>АТС).

Во всех трех случаях фирмы действуют максимально эффективно при заданной цене и издержках производства.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде не все из перечисленных вариантов равновесия фирмы возможны. Ключевым элементом для понимания особенностей долгосрочного равновесия в условиях совершенной конкуренции является легкость вхождения новых фирм на рынок и ухода старых фирм. Кроме того, все факторы производства в длительной перспективе становятся переменными, и появляется возможность выбирать предприятия разных размеров.

Прибыль в конкурентной отрасли является сигналом для вступления нового капитала и расширения отрасли. Новые участники рынка сдвигают кривую предложения вправо, что при прежней кривой спроса означает лишь понижение равновесной рыночной цены. Как новые, так и старые фирмы должны будут к этому приспособиться, изменяя объем выпускаемой продукции. Проникновение на рынок новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится настолько, что будет в состоянии лишь покрыть средние совокупные издержки фирмы.

Если фирмы в конкурентной отрасли, напротив, несут убытки, это является сигналом для ухода капитала из отрасли, что приведет к повышению цены до уровня, позволяющего оставшимся фирмам лишь покрывать свои издержки.

Наконец, если фирмы лишь покрывают свои издержки, то, учитывая, что издержки включают в себя и среднюю норму прибыли на вложенный капитал, старым фирмам нет никакого смысла покидать данную отрасль, а новым фирмам нет никакого смысла вступать в нее, поскольку новый капитал может заработать в ней то, что и других областях экономики. Таким образом, достигается равновесие, т. е. состояние, при котором никому из агентов рынка нет смысла менять свое экономическое поведение.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов предприятия и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его финансовой деятельности.

Cравнительный менеджмент

Развитие персонала является одним из важнейших факторов успешной деятельности производства. Инвестирование в развитие персонала играет большую роль, чем в развитие производственных мощностей.

Производственный менеджмент

В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура производственного менеджмента определяется и в целом эффективность управления всей организаций.
© 2019 - All Rights Reserved - www.involveman.ru