Социально-психологические основы организационной культуры.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главным из которых является:
· Качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
· Престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
· Особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
· Гибкость системы обучения персонала. Действующей внутри организации;
· Особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
· Личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением.
По мнению Н.П Аникеевой, по завершении процесса адаптации необходимо оценить ее успешность. Это можно сделать, оценив поведение нового сотрудника, отнеся его к одному из следующих типов: отрицание, конформизм, мимикрия (человек скрывает неприятие нового окружения), адаптивный индивидуализм (новое окружение воспринять, но лишь до некоторой степени).
Очевидно, что первый и третий тип поведения человека говорят о невозможности его адаптации к организационному окружению и приводят к конфликту с организацией и разрыву связей. Второй и четвертый тип поведения говорят об успешной адаптации человека, и позволяет ему включиться в организацию.
Поскольку мало ввести человека в организационное пространство, надо еще научить его правильно вести себя в нем, организационная культура может выступить путеводителем, помогающим человеку входить в новое окружение, в котором ему предстоит трудиться подчеркивает Т.П. Галкина.
Группа и групповое поведение.
Человек не может жить без общества. Именно участие в группах дает ему возможность развиваться. Устанавливая продолжительные и повседневные контакты, люди учатся ценить друг друга, учитывать индивидуальные особенности каждого. [39]
В системе разных научных дисциплин понятие «группа» трактуется по разному: это объединение людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа для целей статистического учета и научных исследований.
По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» - рабочая группа, достигшая высокого уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп. [40]
Факторы группового поведения.
1. профессиональная сработанность группы:
которая формируется в результате совместной работы в коллективе и проявляется в нормах взаимозаменяемости.
2. морально-психологическая сплоченность
: наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки;
3. межличностная совместимость
: психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;
4. целеустремленность и демократичность
: в основном эти факторы задаются руководителем и зависят от его позиции по отношению к группе.
5. продуктивность и удовлетворенность результатами труда
.
Групповая норма производительности – самый важный фактор работы группы, ось всех внутригрупповых отношений.
Трудовой коллектив
– это социальная группа, представляющая собой элемент социальной структуры, первичную ячейку общества.
Основы теории психологии коллектива и управления им разработал известный русский педагог и психолог А.С. Макаренко. Его теоретические положения основаны на осуществленных им экспериментах по формированию коллектива и воспитанию нового типа личности. По определению «коллектив» - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. [41]
По словам С.Д. Резника первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются:
· общение работников;